Резьба по дереву
Резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Традиционно белорусы украшали резьбой деревянные наличники и дома, мебель и посуду, ткацкие станки и прялки. Современные мастера изготавливают самые разнообразные предметы – резные шкатулки, деревянные скульптуры, резную деревянную мебель, картины из дерева, резные фигуры и другие изделия. Изображение коня приносит счастье, плодородие. Гусь, лебедь и утка являются символом доброго начала. Петух, павлин, курица оберегают от дурного глаза.
Для резьбы по дереву мастера района используют различные породы древесины. Выбор той или иной породы зависит от назначения изделия и вида резьбы. Наиболее часто применяется липа. Особенно хорошо на ней выполняется плосковыемчатая и плоскорельефная резьба. Для крупных декоративных резных работ используется дуб. Однако резьба по дубу сложна и трудоёмка из-за высокой твердости древесины, но и очень выразительна и декоративна. Реже используются хвойные породы. Заготовка древесины для резных работ производится с октября по январь, когда прекращается движение соков по стволу и уменьшается опасность растрескивания древесины. Кряжи, предназначенные для объёмной работы (игрушки, скульптуры малых форм) очищает от коры и раскалывает на заготовки, затем высушивается.
Оснащение рабочего места зависит от характера выполняемых резных работ. При изготовлении мелких изделий - ложек, игрушек, небольших панно, мелкой декоративной скульптуры - выполняется на обычном столе сидя на стуле. Более крупные изделия выполняются на верстаке для резчиков. Для резьбы по дереву применяются различной формы долото и стамески.
Прямые стамески: с шириной полотна 3-30 мм, используется для зачистки фона в рельефной резьбе.
Полукруглые стамески: основной инструмент при выполнении всех видов резьбы, кроме геометрической.
Стамески-уголки: ширина полотна 5-15 мм, применяются при выборке узких линий-канавок.
Стамески-косячки двух видов: основной инструмент для выполнения геометрической резьбы.
Кроме основных режущих инструментов резчик имеет и вспомогательные: разметочные инструменты, инструмент для сверления и выпиливания.
История свидетельствует о том, что люди всегда не только ценили доступность дерева как материала для изготовления необходимых в быту вещей, но и очень рано научились различать пластичность, мягкость дерева, возможность сравнительно легко вырезать из него сложные и выразительные скульптурные формы. В домах вместо нар из досок, полатей в начале 20 века появились деревянные кровати, которые можно было купить на рынке в Дывине, смастерить самому по соответственным образцам. Из Мотоля, Бездежа, Антополя, Телехан на Малоритчину привозили расписные сундуки: орнамент из цветков на голубом фоне, белые волнистые линии, геометризованные очертания солнца. Также появляются шкафы, украшенные резьбой и росписью.
С резьбой и росписью связаны загадки, пословицы, поверья. Так, например, мало кто сейчас может отгадать загадку: «На липе сижу, сквозь клён гляжу, березой трясу». Это прялка.
В народе бытует шутливое присловье: «Кабы не лыко, да береста, и мужик развалился бы».
А вот какие интересные поверья существовали.
В каждом доме обязательной вещью было прялочное донце, пряха боком садилась на донце и начинала прясть. Пряли не только дома, но и собирались на посиделки. Каждая из девушек-невест шла на посиделки с радостью, одеваясь понарядней, стараясь перещеголять подруг и песней, и костюмом, и работой. Именно для такой работы и предназначалось узорное прялочное донце, которое пряха приносила с собой. Часто донце было украшено изображением карет с лакеями, стройными конями, из окошка кареты была видна фигура женщины в пышном платье. Эти донца ставились в крестьянских избах на видном месте и, согласно поверью, приносили в дом счастье и достаток.


- Иван Михайлович Карабейка, житель д. Замшаны
- Анатолий Каменчук (г.Малорита)
Сегодня возрождению такого ремесла, как резьба, уделяется большое внимание, ведь это возвращение народного умения. Да и сами люди, рассказывал Иван Михайлович, интересуются такими изделиями. Многие, к примеру, просят мастера вырезать большую ложку для того, чтобы перемешивать варенье, когда его варят. Ведь такая ложка экологически чистая, удобна в работе и почти совсем не нагревается.В общем изделия Ивана Коробейко есть и в Германии, и в Польше, куда забрали их родственники мастера. Сам умелец со своими сувенирами принимал участие в ”Славянском базаре“, в фестивале ”Пинский хоровод“, в областном фестивале” Дожинки", побывал на выставке в Польше.
Список литературы:
Камянчук, А.І. Тэрыторыя творчасці/ [Анатоль Камянчук ; гутарыў] Мікалай Навумчык // Голас часу (Маларыта), 2020, 14 сакавіка (№ 20). С. 9 : фат.
Кононович, П. Проголосовать и познакомиться с выставкой / Павел Кононович // Голас часу (Маларыта), 2018. 21 лютага (№ 14). С. 3.
Максімук, С. Лынды не білі, а сувеніры рабілі... / Святлана Максімук // Голас часу (Маларыта), 2015 4 красавіка (№ 26). С. 3.
Максімук, С. Справа для ўмелых мужчын / Святлана Максімук // Голас часу (Маларыта), 2016. 16 сакавіка (№ 19). С. 8.
Навумчык, М. Драўляных спраў майстар / Мікалай Навумчык // Голас часу (Маларыта), 2019. 9 сакавіка (№ 19). С. 10.