Малоритчина православная

В настоящее время Малоритское благочиние включает в себя 15 приходов, и границы его совпадают с границами Малоритского района. Ныне оно входит в состав Брестской епархии. На протяжении всей его истории в нём происходили события в церковной жизни, которые имеют важное и исключительное значение для всей Православной Церкви. 
На Малоритчине, как и по всей нашей белорусской земле Православная Церковь несла своё спасительное служение. Свидетельством её высоты являются и благолепные храмы, которые возводились повсеместно, и древние иконы, и ревностные священнослужители, и благочестивые миряне. Всё это вселяет в нас веру, что и здесь церковь Христова в своём служении достигала поставленной перед ней цели, приводила людей ко спасению. 
Да, Малоритчина не прославилась великими событиями или великими людьми, членами Церкви Христовой являются и простые верующие, которые в простоте своей могут быть великими. И события приходской жизни, которые кажутся нам незначительными, часто побуждают человека изменить всю свою жизнь. Правда, за повседневной суетой мы не замечаем всего этого. Но именно в мирном течении церковной жизни и, особенно, во времена гонений сокрыт глубокий смысл, который иногда во всем величии широко открывается нам. Вот только тогда мы замечаем великое в малом, одним словом, и в истории православных приходов Малоритчины можно увидеть много великого, о чём можно убедиться, прочитав по крупицам собранный весь этот материал.
МАЛОРИТСКАЯ  СВЯТО-НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
_DSC0145.JPG
Трёхчастный купольный храм с шатровой колокольней. Композиция храма продольно осевая. Состоит из основного крестового в плане сруба, пятигранной апсиды и притвора. Над основным объёмом возвышается поставленный на глухой четверик световой восьмигранный барабан , завершенный куполом. Над притвором – двухъярусная шатровая колокольня. Вход выделен крыльцом с колонками. Стены горизонтально обшиты досками. Окна украшены сандриками.
Церковь – памятник деревянного зодчества.
_DSC0143.JPG  _DSC0150.JPG
           









6 ноября 2008 года в г.Малорита прошли мероприятия, посвященные 100-летию Свято-Николаевской церкви и 1020-летию крещения Руси. Накануне, вечером, возле храма настоятелем храма протоиереем Николаем Кудласевичем был освящен памятный крест. Божественную литургию в день праздника возглавил Преосвященнейший Иоанн епископ Брестский и Кобринский. После Божественной литургии был совершен праздничный молебен с крестным ходом вокруг храма, а так же чин освящения воссозданной иконы «Малоритской» Божией Матери - «Умиление». Праздник завершился праздничным концертом организованным совместными усилиями культурных организаций г.Малориты и прихожан храма Св.Николая.     
История православия на Малоритчине 
Благоприятным обстоятельством для укрепления православия на Малоритчине стало усиление в XV веке духовного значения Берестья (Бреста) в качестве одного из главных духовных центров Владимирской православной епархии, ставшего впоследствии ее вторым кафедральным городом. Следующим важным фактором явилось появление монастырей, преображающих жизненные территории в духовное пространство, освященное высокими христианскими идеалами. В том же столетии боголюбивые князья Кобринские основали в Кобрине - в 30 километрах на северо-восток от Малоритчины - знаменитый монастырь Святого Спаса, в течение нескольких столетий служивший духовному просвещению белорусского Полесья. До 1691 года духовным оплотом православия и опорой в противостоянии унии на Кобринской и соседних землях был монастырь в деревне Лепесы.  В начале XV века в селе Мелец (ныне - Мельцы, Украина), что находится в километрах тридцати на юг от Малоритчины, возник Мелецкий Свято-Николаевский монастырь. Из столетия в столетие укреплялись связи Малоритского края с этими духовными центрами. В последующие столетия здесь возникла прочная традиция ежегодно на праздники Рождества и Успения Пресвятой Богородицы совершать паломничество в Почаевскую лавру. Утверждая новые духовные постулаты, христианство стимулировало развитие различных видов искусства и соответствующих им творческих форм духовного выражения. Одним из главных его направлений в православной традиции является создание икон (от греческого -изображение, образ) - живописных образов Иисуса Христа, Богородицы, святых угодников, сюжетов на тему праздников и проч. В ХІ-ХV вв. белорусская иконопись развивалась на основе византийских традиций, обогащенных славянским мировосприятием. К сожалению, иконописное наследие Беларуси ХІ-ХV вв. вследствие войн и многочисленных исторических катаклизмов почти полностью утрачено. Поэтому уникальным по своему духовному и историко-культурному значению памятником являлась икона «Богоматерь Умиление» из Свято-Николаевской церкви г. Малориты. По местным сведениям, до Первой мировой войны икона находилась в одном из храмов г. Бреста. Произведение было вывезено сотрудниками научной экспедиции и находилось в экспозиции Музея древнебелорусской культуры Академии наук Беларуси. В ночь с 3 на 4 декабря 1991 года икона была украдена и канула в безызвестность. По мнению сотрудника Эрмитажа К. С. Пятницкого (г. Петербург), Малоритская икона принадлежит кисти афинского мастера Никоса Ламбудиса. Основанием для этого утверждения явился сравнительный анализ произведения из Беларуси с двумя сохранившимися до нашего времени работами этого иконописца. По мнению искусствоведов, по особенностям стиля икону можно отнести к т.н. палеологовскому возрождению по аналогии с одноименной датированной сербской иконой из музея Никосии и датировать концом XIV- началом XV века. В идеальном женском образе запечатлена глубокая печаль Матери, переживающей о жертвенной судьбе своего любимого чада. Она с умилением прижимает его, а Божественный младенец, нежно прильнув к Богородице, словно пытается утешить ее и одновременно получить защиту от тягот предначертанного пути. Положенный в основу живописного изображения сюжет «Умиление» (или по-гречески «Элеуса») стал особенно популярен в Беларуси после чудотворного явления в Жировицах около 1470 года каменной иконки Богородицы. В 2008 году по дошедшим изображениям местной художницей С. Герасимук был сделан список Малоритской иконы «Богоматерь Умиление» и помещен в храме. В Малоритском крае, также как и на всем Западном Полесье, с течением времени сформировались новые местные живописные традиции, самобытность которых основана на усвоении достижений византийского искусства и Европейского Ренессанса. Позднее иконописные произведения приобрели характерную белорусской живописи жанровость и этнографичность, усиленные техническими и декоративными приемами западноевропейского искусства. В 1648-1650 гг. в селе Малая Рита жил и творил неизвестный мастер, наделенный блистательным талантом. Из выявленных к настоящему времени произведений сохранились лишь четыре иконы, которые несомненно принадлежат его вдохновенной руке. В 1648 году им была написана икона «Преображение Господне» для Свято-Николаевской церкви села Малая Рита. 
Слайд1.JPG
В этом же году он закончил икону Покрова Божией Матери. 
Презентация1.jpg











В 1650 году мастер создал образ Успения Богородицы для Свято-Преображенской церкви села Олтуш. К этому же периоду можно отнести и самое раннее из известных в Беларуси изображений «Рождество Богоматери». Это икона из Николаевской кладбищенской церкви в селе Ляховцы Брестской области. 

Презентация2.jpg
 Она представляет собой соединение сюжетов: традиционного варианта иконографии с фигурой праведной Анны, дев с дарами и сценой омовения новорождённой Марии и сцену «Ласкание Богоматери», известную по русским иконам XV–XVI веков . Сведений о личности художника не сохранилось. В историю белорусского искусства он вошел под именем Малоритский мастер. Следует гордиться, что произведения местной живописи отмечены высокой степенью мастерства и являются свидетельством глубокой приверженности христианским взглядам, ставшим источником творческого вдохновения. Огромный вклад в историю белорусской культуры внесли местные мастера-строители, создавшие знаменитую Малоритскую школу деревянного зодчества. До наших дней дошло несколько архитектурных шедевров, наиболее ценными из которых являются Свято-Преображенские церкви в деревнях Олтуш (1783) и Хотислав (1799). Малоритская архитектурная школа выделяется исключительным своеобразием. Ее памятники украшены величественными, изысканными и сложными по форме куполами, которые реют над пропорциональными в соотношении высоты крыши и стен зданиями, состоящими из нескольких срубов. Историки искусства отмечают исключительное и неповторимое совершенство архитектурных местных памятников, сохранить которые и передать потомкам в первоначальном виде является наиважнейшей задачей: в них материализовано вдохновенное стремление наших предков средствами архитектурной выразительности воплотить чувства, зовущие к христианскому моральному возвышению. Вероятно, к числу архитектурных шедевров принадлежала и древняя малоритская церковь, уже существовавшая в начале XVII века. В 1668 году за ней числилось 2 волоки земли. Она упоминается в документах 1679, 1715, 1724, 1758, 1786 годов. В 1864 году священник Иоанн Ситкевич внушил своим прихожанам, что им самим необходимо позаботиться о благолепии своего храма. Организовав сбор денег, в течение трех лет на средства верующих он произвёл капитальный ремонт древней церкви и устроил в ней новый иконостас. 10 декабря 1867 года при собрании духовенства Влодавского благочиния обновленная святыня была торжественно освящена. По извечному обычаю вокруг старой церкви располагалось приходское кладбище. Память об этом стерлась, могильные холмики сравнялись с землей, которая за давностью времен поглотила и древние деревянные кресты. Бесспорным свидетельством существования здесь старинных могилок являются обнаруженные при земельных работах человеческие останки. По рассказам старожилов, передаваемым из поколения в поколение, на цвинтаре - территории внутри церковной ограды - росли вековые клены, липы и вязы. Один вяз был таким толстым, что в его дупле установили скамейку, на которой во время перерыва между службами отдыхали прихожане. Существование людей и посаженных их руками деревьев ограничено временем. Это назидание нам, сущим, о содержании земной жизни и смысле Жизни Вечной. Около 1899 года старинная церковь сильно пострадала от огня. Пожар произошёл от искр из труб паровоза, проходившего по расположенной рядом железной дороге. Причина банальная: во времена оны улица Церковная (в настоящее время - Красноармейская) шла параллельно железнодорожному полотну, поэтому от случайной искры почти все стоящие на ней дома сгорели. Возведение нового церковного здания производилось на пожертвования прихожан. В 1907 году ещё не полностью достроенный храм посетил епископ Гродненский и Брестский Михаил (Ермаков), совершивший в нем Божественную Литургию. 10 октября 1908 года состоялось торжественное освящение новой церкви. Об этом свидетельствует надпись на молитвослове, который подарил возничему Павлу Каменчуку священник Феодор в день освящения новой церкви. В настоящее время молитвослов находится у внука Павла Каменчука - Михаила. В Государственном архиве Брестской области хранятся документы 1921-1939 гг., содержащие сведения о малоритской Свято-Николаевской церкви. Деревянная, построенная в 1907 году на средства прихожан, снаружи она была окрашена масляными красками. В 1922 и в 1926 гг. капитально ремонтировалась. В 1927 году на пожертвования прихожан купили 4 колокола общим весом 424 килограмма, которые, к сожалению, не дошли до наших дней. Под подстройками было занято 1,5 десятины земли, на которой стояло три дома для членов причта, построенных на средства прихожан в 1910 году и составлявших церковную собственность. В одном из этих зданий размещалась женская церковно-приходская школа, оно находилось в распоряжении Брестского школьного инспектората. В двух других жили настоятель церкви и псаломщик. Причт также распоряжался и владел хозяйственными постройками, надежно возведенными заботливой рукой. Опись церковного имущества была заведена в 1923 году. В церкви хранились приходо-расходные книги и копии метрических книг с 1919 года. Церковная летопись велась с 1924 года. В полном комплекте были богослужебные книги. Имелось 1276 квадратных сажен церковной земли. В 1920-1922 годах от нее урезали 84 десятины, 3 из которых были пожертвованы под строительство госпиталя. По состоянию на 1925 год в Малоритском приходе проживало 2528 человек (в настоящее время только в Малорите - 11600 жителей). Издавна в качестве филиальной к малоритской церкви относилась Свято-Николаевская церковь в деревне Замшаны, построенная в 1749 году. В 1928 году она была приписана к Малоритскому приходу. Малоритская Свято-Николаевская церковь пережила две мировых войны. Те, кто видел храм после Великой Отечественной, помнит, сколько осколков от бомб и снарядов было в его стенах. Она устояла не только в военное лихолетье, но и в последующие десятилетия жестокого богоборчества. С середины 1944 до 1947 года повсеместно в храмах Брестской епархии проводились патриотические сборы на нужды фронта и восстановительные работы. В сравнении с другими в Малоритском благочинии из-за малочисленности приходов и крайней бедности населения собранные средства были невелики. На этой почве воз-никли разногласия между архиепископом Василием и священником А. Флячинским, который с 1944 года был настоятелем Малоритской церкви и временно исполняющим обязанности благочинного. В конце 1945 года А. Флячинский был вызван в Минск к архиепископу Василию, который и раньше неоднократно старался рьяно угодить советским чиновникам. Священник был обвинен в нерадении по поводу сбора средств и якобы «за несоблюдение церковного этикета» во время приема у архиепископа был наказан двухмесячной епитимьей в Жировицком монастыре. А. Флячинский воспротивился наказанию. 20 июня 1946 года последовал указ архиепископа Василия об освобождении его от должности настоятеля Малоритской церкви и исключении из списков духовенства Беларуси. В этой истории нашло свое отражение изменение канонических территорий: в годы немецкой оккупации приходы Малоритского края (также, как на других территориях Брестской области, присоединенных к Украине) отошли к Украинской православной церкви, с восстановлением советской власти и с очередным изменением границ советских республик в послевоенный период церковная администрация подвергала священников чисткам. На просьбу А. Флячинского дать ему отпускную грамоту ответа от духовного начальства не последовало. Вновь назначенному настоятелем Малоритской церкви священнику Е. Мисиюку А. Флячинский сдавать храм отказался. Указом от 9 сентября 1946 года архиепископ Василий лишил его священного сана и отлучил от Церкви на 3 года. Считая лишение сана канонически неправильным, А. Флячинский не подчинился указу и пытался апеллировать в Патриархию, но безрезультатно. Осенью 1946 года 16 верующих Малоритского при-хода обратились к уполномоченному по делам религии и национальностей Брестской области с просьбой оставить в Малорите их прежнего священника, а его преемника не регистрировать. Но А. Флячинский был уже снят с регистрации. Новый архиепископ Минский Питирим, несмотря на очевидную неканоничность действий своего предшественника, посчитал наложенное на А. Флячинского прещение правильным и с помощью уполномоченного по делам религии решил отстранить А. Флячинского от дел. Последнему было предложено оставить приход, в противном случае его должна была выдворить милиция. Лишь почти через полгода после этого А. Флячинский покинул приход, сдав его священнику В. Божовскому. Дальнейшая судьба опального священника неизвестна... В послевоенный период для ряда приходских общин Малоритского района оставалась больным вопросом судьба причтовых приходских домов. В некоторых из них, ранее построенных прихожанами или за их счёт, в 1939-1941 гг. разместились различные советские учреждения и организации, теперь вновь их занявшие. В то же время многие приходы остро нуждались в отобранных у них зданиях. В 1947 году Малоритский райисполком вынес решение о размещении в бывшем доме малоритского священника приюта для детей. Следует признать, в сравнении с иными это решение было достойным. В 1950 году решением райисполкома №797 приходские здания были переданы городскому хозяйству под коммунальные квартиры. И только в 1992 году по ходатайствам прихожан и священника Н. Кудласевича одно из них было возвращено церкви. В настоящее время в нем размещена воскресная школа. 1959-1960 годы стали началом открытых притеснений верующих и гонений на Церковь. Началось массовое закрытие храмов. К 1965 году в Малоритском районе осталось только три действующих православных святыни - в Малорите, в Чернянах и в Олтуше, которые атеистическая власть не сумела закрыть. 60-е и 70-е годы были временем научных экспедиций, которые изымали из культовых сооружений наиболее ценные произведения иконописи и старинную церковную утварь. Пребывание в музейных хранилищах спасло многие из реликвий от уничтожения или исчезновения. Тем не менее невозможно не скорбеть об их пребывании вне стен родных храмов. В 1970 году экспедиция Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук из Малоритской и Олтушской церквей вывезла 3 иконы середины XVII века. До 1970 года в малоритской Свято-Николаевской церкви находились две особо чтимые прихожанами иконы середины XVII века - Преображение Господне и Покров Пресвятой Богородицы, находящиеся ныне в экспозиции Национального художественного музея в Минске. Думалось, что годы гонений и преследований за веру никогда не закончатся, как неизбывными казались моральные страдания от невозможности свободно молиться и посещать храмы. Вера ушла в социальное подполье и в глубину страдающих сердец, но Бог не покинул нас! Уже в преддверии политического крушения СССР в жизни страны стали заметны благоприятные духовные изменения. В 1990 году было восстановлено Малоритское благочиние. В 1994 году в Малорите поставили и освятили два поклонных креста: один - с северной, другой - с южной стороны города. В настоящее время 5 крестов осеняют его жителей со всех сторон. К началу 2006 года в Малоритском благочинии уже числилось 15 приходов. Духовная жизнь полнокровно возрождается в традиционных формах, и это дает надежду на счастливое и благополучное будущее. 

_DSC0160.JPG _DSC0161.JPG
_DSC0186.JPG _DSC0189.JPG _DSC0195.JPG_DSC0207.JPG