Отчин


ВОТЧЫНА  

                                          Генадзь Мішчук 

На ýскрайку Беларусі,
Ля Валынскае зямлі,
У бядзе, вяселлі, скрусе
Мае родзічы жылі.
Ад зямлі – кавалак хлебу
I ад лесу пэýны дар
 На жыццёвыя патрэбы
 Меý заýсёды гаспадар.
Дзе хваіна да нябёсаý,
Буйства красак, водар траý,
Дзед мой з краю, ля галёсу,
Першы хату збудаваý.
Толькі неба стала хмурым –
Вораг знішчыý родны кут,
Рыхтаваý для ýсіх хаýтуры
Ды знайшоý магілу тут.
Дзякуй Богу, Матцы Боскай,
I чаго яшчэ жадаць –
Над адноýленаю вёскай
Песні звонкія чуваць.
Не хачу судзіць прадузята
Пра заслугі землякоý,
Жыхары амаль праз хату
Выйшлі з роду Мішчукоý.
Хай мінаюць дні і ночы,
Час няýмольны не спыніць,
Дзе б ні быý, куды б не крочыý
Буду Вотчына любіць.

ВЕСНА НА ОТЧИНЕ 

   Зима сложила полномочия
И с репутацией подмоченной –
Ручьём, капелью, влагой прочею –
Спешит покинуть наше Отчино.
Хотя зиме ещё по графику
Недели две пугать нас Арктикой…
Я тут поставлю многоточие,
Что говорить – весна на Отчине!

 

   Вёска ў Хаціслаўскім сельсавеце, за 15 км на поўдзень ад Маларыты. У мінулым у складзе Олтушскай воласці, затым гміны. У 1860-я гады 28 рэвізскіх душ (12 мужчын, 16 жанчын), адносіліся да маёнтка Арэхава, сельская грамада Арэхаўская. У 1905 г. 82 жыхары, у 1921 г. 10 двароў, 56 жыхароў, усе праваслаўныя. 
У 1998 г. — 15 двароў, 35 жыхароў.

Памяць. Маларыцкі раён: гіст.-дакум. хроніка Маларыцкага р-на /
рэд.-уклад. В.Р.Феранц. – Мінск : Ураджай, 1998. – С. 511. 


Давно это было или не очень – никто не помнит. Сохранилась только воспоминания... Жили люди па хуторах, раскиданных между лесов. И шел с Волыни добрый путник через наши места. Как водится, застигла его ночь и стал он искать место, где можно заночевать. Смотрит – стоит хутор. Зашел он туда и попросил у хозяев переночевать. А хозяева оказались гостеприимными и не только приняли его, но и хорошо накормили и пожелали хорошей дороги на прощание. И так как это был первый хутор, то путник назвал его “Перов” (“Первое”). Пошел дальше путник и тут застигла его непогода – смотрит еще стоит дом. Попросился туда он – там его с радостью приняли, усадили за стол с собой хозяева, постели пуховую приу на ночь. Наутро подумал путник и сказал, что все было “добра” – так и пошло “Доброе”. Дальше шел путник и опять настигла его ночь – застал он опять дома. Попросился он туда на ночь. Там его приняли еще лучше даже, чем раньше. Хорошо накормили, напоили и даже еще с собой в дорогу дали гостинец. И сказал тогда путник “отчен добре”, что значит ему еще больше понравилось тут. Путник  пошел дальше своей дорогой, а те местечка с тех пор так и стали называть по месту его маршрута: Перовое (первое), Доброе, Отчин (очень  доброе).

(Записано со слов местных жителей)

Память о войне. 

Мемориальные объекты и памятные места войны


Обелиск на месте партизанского аэродрома

8 км. на юг д.Отчин, в лесу, урочище "Михерово"
DSC6927.jpg

Урочище Михеровский лес. В нем в годы Великой Отечественной войны была оборудована взлетно-посадочная площадка для самолетов в-2.именно отсюда 15 мая 1944 года вылетела в Москву польская делегация на переговоры со Сталиным.
Большинству малоритчан упоминание географического названия "урочище Михерова", наверное, совсем ни о чем не говорит. Да и точное местонахождение его знают только, возможно, жители Ляховец, Отчина, Сушитницы, а также работники Малоритского лесхоза и некоторые краеведы. Сейчас там пограничная полоса. Рядом – государственная граница с Украиной, поэтому попасть в урочище Михерово непросто. Нам в этом помог начальник пограничной комендатуры “Малорита” Сергей Москаленчик. Проехав агрогородок Ляховцы, держим направление в сторону деревни Отчино. После этого населенного пункта останавливаемся у ограждения пограничной полосы. Далее – примерно два с половиной километра – едем по узкой лесной дороге с высокими соснами по обеим сторонам. Где-то через семнадцать минут мы на месте бывшего военного "аэродрома" времен Великой Отечественной войны. Это поляна, размеры которой примерно двести пятьдесят на пятьдесят метров. Здесь сейчас еще находится передвижная пасека Малоритского лесхоза и пункт Медосбора. Близ него и расположен памятный знак, который был установлен в 1974 году. На памятном знаке написано: “В годы Великой Отечественной войны в урочище Михерово дислоцировались партизанские отряды, а с января 1944 г. – бригада С. П. Каплуна. Здесь была оборудована посадочная площадка для приземления самолетов, прибывающих с большой земли"

“Переправить на Большую землю”

... В ночь на 1 января 1944 года в Варшаве была создана Крайова Рада Народова, которая являлась верховным органом антифашистского Национального фронта страны. Она стремилась установить деловые связи с правительством СССР. Для ведения переговоров была назначена специальная делегация в количестве четырех человек. Она с середины марта 1944 года пробиралась в Москву. Делегация преодолела трудный путь по оккупированной немцами территории Польши. 28 марта 1944 года польская делегация переправилась через Буг. После некоторое время она находилась в расположении советских партизанских отрядов. Сначала переговорщики были в партизанском отряде имени Ворошилова, затем – в партизанском отряде имени Жукова. В расположении партизанской бригады, которой командовал подполковник Степан Каплун, поляки появились 24 апреля 1944 года.
Немецко-фашистские захватчики вели ожесточенные бои на Малоритчине. Жизнь польских представителей краевого Совета Народовой была в опасности, поэтому Москва приказала срочно, любыми средствами и способами переправить их на советскую территорию. Выполнение этого задания было возложено на разведчиков: девятнадцатилетнего Московского комсомольца Овидия Горчакова и его помощницу – радистку Валентину Потупову. Кроме того, из Москвы специально прилетел представитель Генерального штаба майор Савельев. Шла серьезная подготовка к этой операции в течение нескольких недель. Однако ее выполнение осложнялось различными, часто непредвиденными обстоятельствами.
-14 мая (в субботу) 1944 года из центра (из Москвы) пришла радиограмма: «при хорошей погоде 14 мая к Каплуну полетят “Спартак” и “Лена”», – вспоминал Овидий Горчаков. – "Спартак “ – это я,” Лена" – Потупова. Кстати, с Валей еще на аэродроме мы договорились: в случае непредвиденной ситуации – я уничтожаю самолеты, чтобы они не попали к немцам, а она – рацию и шифр. Валя села в первый самолет, я – во второй. Вот мы уже летим на Запад. Наш курс – Малоритчина.
Темная ночь, облачно. Два самолета в – 2 планировали над “аэродромом” в Михеровском лесу. "Аэродром" – это большая лесная поляна, по углам которой горела по сигнальному костру. С ними было много заботы. Нужно было гасить костры, когда появлялся немецкий истребитель, И снова зажигать, когда он отлетал, чтобы подавать сигнал нашим самолетам. Такая игра в  ”кошки-мышки " продолжалась где-то с полчаса. Пилот первого самолета сразу не решился пойти на посадку. Поляна ему показалась очень малой. Самолет с Валей делает еще второй круг, а после и третий ... наконец он с треском подпрыгивает на ухабинах поляны. Под телегой свистит трава. Она, кажется, и притормозила самолет при посадке. Вторая крылатая машина, описав над поляной два круга, включила фару и тоже пошла на посадку. У самолетов сразу были заглушены моторы. Необходимо было вылетать обратно. Однако выполнение операции осложнялось тем, что над Михеровским лесом некоторое время еще кружили немецкие истребители. Последний из них в сторону Бреста полетел в четыре часа утра. Необходимо было спешить, действовать быстро и решительно.
Польскую делегацию вскоре посадили в самолеты: по два человека в каждый. Трава на поляне была высокая, тяжелая от росы, да и грунт размок от дождя. Партизаны решили помочь взлететь крылатым машинам. Для этого они по команде пилота окружили первый самолет, ухватились за его крылья, крепко уперлись в землю ногами, стали со всей силы пихать вперед... самолет все-таки удалось сдвинуть с места. Он "запрыгал" по кочкам. Самолет сделал короткий, метров в девяносто разбег, с трудом оторвался от Земли, пролетел над самыми вершинами сосен и исчез на горизонте. Через секунд двадцать-тридцать на взлет пошел второй самолет. А за лесом, в сторону деревни Ляховцы, в небе стали взвиваться осветительные ракеты немцев. Дорога до города Сарны на самолете должна была занять где-то 30 минут. Однако в 2 туда летели полтора часа, потому что на пути оказалось много препятствий. Более того, самолеты попали под обстрел зенитной артиллерии. Летчики маневрировали то вверх, то вниз, то вправо, то влево. В Сарнах для польской делегации была запланирована пересадка. Представители краевого Совета Народовой садятся в три самолета У-2 и летят в штаб и Белорусского фронта.
15 мая 1944 года фашистские захватчики нашли посадочную площадку под Ляховцами. Правда, к тому времени все партизаны уже смогли покинуть Михеровский лес. 16 мая польская делегация уже была в Москве.

 Навумчык, М.І. "Аэрадром" у Міхераўскім лесе / Мікалай Навумчык //
Голас часу. 2021. 17 ліпеня (№55). С.4 :фат.








Назад